Ас­тро­номия и ас­тро­физи­ка. Ка­кова струк­ту­ра Все­лен­ной? 

Изу­чение скоп­ле­ний и сверх­скоп­ле­ний га­лак­тик поз­во­ля­ет соз­дать мо­дель Все­лен­ной в боль­шом мас­шта­бе, то есть опре­делить, как рас­пре­деля­ет­ся ма­терия внут­ри очень боль­шо­го прос­транс­тва. В этом смыс­ле са­мый зна­читель­ный ре­зуль­тат, по­лучен­ный кос­мо­логи­ей за пос­ледние 50 лет, зак­лю­ча­ет­ся в том, что Все­лен­ная, по­хоже, сос­то­ит из боль­ших по­лых пу­зырей, пе­ресе­ка­ющих­ся друг с дру­гом, в ре­зуль­та­те че­го они на­поми­на­ют губ­ку. В та­ком кон­тек­сте скоп­ле­ния и сверх­скоп­ле­ния га­лак­тик рас­пре­деля­ют­ся по стен­кам пу­зырей, об­ра­зуя во­лок­нистые струк­ту­ры дли­ной в де­сят­ки мил­ли­онов све­товых лет. Эти пу­зыри пред­став­ля­ют со­бой по­лос­ти, со­дер­жа­щие тем­ную ма­терию. Изу­чение ди­нами­ки дви­жения га­лак­тик (их вза­им­но­го уда­ления, выз­ванно­го рас­ши­рени­ем Все­лен­ной) по­каза­ло, что в нап­равле­нии соз­вездия Стрель­ца, ви­димо, су­щес­тву­ет ог­ромная кон­цен­тра­ция ма­терии, так на­зыва­емая ве­ликая точ­ка при­тяже­ния, ко­торая сво­ей гра­вита­ци­ей при­тяги­ва­ет да­же Мес­тное сверх­скоп­ле­ние га­лак­тик.

Где на­ходит­ся по­люс хо­лода Все­лен­ной? 

В 1997 го­ду швед­ские и аме­рикан­ские ас­тро­номы, изу­чая ту­ман­ность Бу­меранг с по­мощью круп­но­го те­лес­ко­па, ус­та­нов­ленно­го в Чи­ли, об­на­ружи­ли, что ок­ра­ины этой ту­ман­ности – са­мое хо­лод­ное мес­то во Все­лен­ной. Тем­пе­рату­ра га­за сос­тавля­ет здесь ме­нее 3 гра­дусов Кель­ви­на, то есть ни­же ми­нус 270 гра­дусов Цель­сия. В зем­ных ла­бора­тори­ях по­луче­ны и бо­лее низ­кие тем­пе­рату­ры, но в при­роде боль­ше­го хо­лода не най­де­но. Ту­ман­ность Бу­меранг пред­став­ля­ет со­бой об­ла­ко га­за и пы­ли, выб­ра­сыва­емое уми­ра­ющей звез­дой со ско­ростью бо­лее 150 ки­ломет­ров в се­кун­ду. Это об­ла­ко ох­лажда­ет­ся в ре­зуль­та­те то­го же про­цес­са, что и в до­маш­них ком­прес­си­он­ных хо­лодиль­ни­ках – в ре­зуль­та­те быс­тро­го рас­ши­рения га­за.

Как мно­го во Все­лен­ной пы­ли? 

Ас­тро­номы по­лага­ют, что око­ло 1 про­цен­та меж­звездной ма­терии сос­тавля­ет пыль, она яв­ля­ет­ся од­ним из двух ос­новных ком­по­нен­тов диф­фузных ту­ман­ностей (вто­рой ком­по­нент – газ). Счи­та­ет­ся, что пыль об­ра­зу­ет­ся в вер­хних хо­лод­ных сло­ях ги­гант­ских крас­ных звезд, на­ходя­щих­ся поч­ти в кон­це сво­его су­щес­тво­вания: мель­чай­шие час­тички твер­до­го ве­щес­тва кон­денси­ру­ют­ся из га­за. В кон­це кон­цов та­кие уми­ра­ющие звез­ды от­бра­сыва­ют свои вер­хние слои в меж­звездное прос­транс­тво, об­ра­зуя пы­левые ту­ман­ности. Сос­тав этой пы­ли точ­но не оп­ре­делен, нет так­же ос­но­ваний пред­по­лагать его од­но­род­ность по всей Все­лен­ной. По сов­ре­мен­ным пред­став­ле­ни­ям, ос­новны­ми сос­тавля­ющи­ми меж­звездной пы­ли яв­ля­ют­ся гра­фит и раз­личные ви­ды си­лика­тов. Мощ­ные об­ла­ка меж­звездной пы­левой ма­терии меж­ду Сол­нцем и яд­ром Га­лак­ти­ки не поз­во­ля­ют нам уви­деть не­во­ору­жен­ным гла­зом эту са­мую яр­кую часть на­шей Га­лак­ти­ки, со­дер­жа­щую поч­ти 100 мил­ли­ар­дов звезд, в то вре­мя как к краю их име­ет­ся все­го нес­коль­ко мил­ли­онов. Га­лак­ти­чес­кое яд­ро пос­ле Сол­нца и Лу­ны бы­ло бы са­мым яр­ким «све­тилом» зем­но­го не­ба. Ог­ромное, очень яр­кое «звез­дное пят­но» в соз­вездии Стрель­ца, за­нима­ющее на не­бе пло­щадь, в сот­ни раз боль­ше пло­щади дис­ка пол­ной Лу­ны, об­ра­щало бы на се­бя все­об­щее вни­мание. Зем­ные пред­ме­ты, ос­ве­щен­ные га­лак­ти­чес­ким яд­ром, от­бра­сыва­ли бы чет­кие те­ни. Кста­ти, обус­ловлен­ная на­личи­ем ука­зан­ных пы­левых об­ла­ков от­но­ситель­но оди­нако­вая яр­кость по­лосы Млеч­но­го Пу­ти на всем ее про­тяже­нии при­вела У­иль­яма Гер­ше­ля и мно­гих дру­гих ас­тро­номов к оши­боч­но­му вы­воду, что Сол­нечная сис­те­ма рас­по­ложе­на в цен­тре Га­лак­ти­ки.

Что та­кое соз­вездия и сколь­ко их на зем­ном не­бе? 

В за­виси­мос­ти от ос­тро­ты зре­ния наб­лю­дате­ля не­во­ору­жен­ным гла­зом в без­лунную яс­ную ночь мож­но раз­ли­чить 2500–3000 звезд над го­ризон­том мес­та наб­лю­дения. Вся не­бес­ная сфе­ра со­дер­жит око­ло 6000 звезд, ви­димых прос­тым гла­зом. Вза­им­ное рас­по­ложе­ние звезд на не­бе ме­ня­ет­ся чрез­вы­чай­но мед­ленно, его из­ме­нения мож­но бы­ло бы под­ме­тить не­во­ору­жен­ным гла­зом лишь по ис­те­чении ты­сяче­летий. Для удобс­тва ори­ен­ти­ров­ки на звез­дном не­бе еще ас­тро­номы древ­ности раз­де­лили его на соз­вездия. Раз­де­ление это но­сит чис­то ус­ловный ха­рак­тер и не сви­детель­ству­ет о на­личии ка­ких – ли­бо фи­зичес­ких свя­зей меж­ду соз­везди­ями и звез­да­ми в них. Звез­ды, при­над­ле­жащие к од­но­му и то­му же соз­вездию, ка­жут­ся близ­ки­ми толь­ко в плос­кости, пер­пенди­куляр­ной лу­чу зре­ния зем­но­го наб­лю­дате­ля. В дей­стви­тель­нос­ти они мо­гут быть как угод­но да­леки друг от дру­га. На­до так­же иметь в ви­ду, что к соз­вездию от­но­сят­ся все звез­ды, ко­торые по­пада­ют в его гра­ницы, в том чис­ле и не­види­мые не­во­ору­жен­ным гла­зом. В 1922 го­ду на пер­вом кон­грес­се Меж­ду­народ­но­го ас­тро­номи­чес­ко­го со­юза весь не­бос­вод Се­вер­но­го и Юж­но­го по­луша­рий Зем­ли был раз­де­лен на 88 учас­тков (соз­вездий) с точ­но ука­зан­ны­ми гра­ница­ми. С тех пор пов­сю­ду в ми­ре в лю­бом учеб­ни­ке по ас­тро­номии или спра­воч­ни­ке со­об­ща­ет­ся, что на зем­ном не­бе 88 соз­вездий. Из­ви­лис­тые и при­чуд­ли­вые гра­ницы соз­вездий, на­мечен­ные древ­ни­ми ас­тро­нома­ми, за­мене­ны но­выми. Они идут вдоль не­бес­ных па­рал­ле­лей и кру­гов скло­нения, хо­тя при их про­веде­нии в об­щем при­дер­жи­вались очер­та­ний ста­рых гра­ниц. В ас­тро­номи­чес­ких эн­цикло­педи­ях и ка­лен­да­рях при­водит­ся пол­ный спи­сок соз­вездий, где ука­заны рус­ское и ла­тин­ское наз­ва­ние соз­вездия, его сим­во­личес­кое обоз­на­чение, пло­щадь, за­нима­емая соз­везди­ем на не­бе (в квад­ратных гра­дусах), и чис­ло звезд яр­че 6–й звез­дной ве­личи­ны (то есть ви­димых не­во­ору­жен­ным гла­зом при от­личном зре­нии и от­личных ус­ло­ви­ях наб­лю­дения).

Ка­кие соз­вездия на­зыва­ют зо­ди­акаль­ны­ми и по­чему? 

Зо­ди­акаль­ны­ми на­зыва­ют 12 соз­вездий, рас­по­ложен­ных вдоль ви­димо­го го­дово­го пу­ти Сол­нца сре­ди звезд: Овен, Те­лец, Близ­не­цы, Рак, Лев, Де­ва, Ве­сы, Скор­пи­он, Стре­лец, Ко­зерог, Во­долей, Ры­бы. Не­боль­шую часть сво­его пу­ти (с 30 но­яб­ря по 18 де­каб­ря) Сол­нце про­ходит по соз­вездию Зме­енос­ца, ко­торое, од­на­ко, к зо­ди­акаль­ным соз­везди­ям не при­чис­ля­ют – ве­ро­ят­но, из – за то­го, что чис­ло 12 луч­ше со­от­но­сит­ся с ко­личес­твом ме­сяцев в го­ду. Об­ласть, в ко­торой ле­жат зо­ди­акаль­ные соз­вездия, на­зыва­ют зо­ди­акаль­ным кру­гом, или зо­ди­аком (греч. z-odiakós – жи­вот­ное). Про­ис­хожде­ние это­го наз­ва­ния свя­зано с тем, что боль­шинс­тво зо­ди­акаль­ных соз­вездий еще с древ­них вре­мен но­сит наз­ва­ния жи­вот­ных. Че­рез зо­ди­акаль­ные соз­вездия про­ходят так­же ви­димые пу­ти Лу­ны, пла­нет и боль­шинс­тва ас­те­ро­идов.

Чем зна­ки зо­ди­ака от­ли­ча­ют­ся от зо­ди­акаль­ных соз­вездий? 

Зо­ди­акаль­ные соз­вездия раз­личны по ве­личи­не, что вы­зыва­ет оп­ре­делен­ные не­удобс­тва при оп­ре­деле­нии дви­жения Сол­нца, Лу­ны и пла­нет по от­но­шению к ним. По­это­му в древ­ности ас­тро­номы раз­де­лили зо­ди­акаль­ный круг на 12 оди­нако­вых об­ластей (по 30 гра­дусов дол­го­ты) и оп­ре­дели­ли каж­дой из них знак зо­ди­ака по наз­ва­нию бли­жай­ше­го зо­ди­акаль­но­го соз­вездия. В IV ве­ке до на­шей эры по­ложе­ние зо­ди­акаль­ных зна­ков бы­ло зак­репле­но в Древ­ней Гре­ции по от­но­шению к точ­кам рав­но­денс­твия. За ис­ходную точ­ку зо­ди­ака бы­ло при­нято ве­сен­нее рав­но­денс­твие (21 мар­та). А пос­коль­ку Сол­нце в те вре­мена ока­зыва­лось в этот день в соз­вездии Ов­на, то Овен и стал пер­вым зна­ком зо­ди­ака. Но со вре­менем из – за пре­цес­сии то­чек рав­но­денс­твия си­ту­ация пос­те­пен­но ме­нялась. В нас­то­ящее вре­мя точ­ка ве­сен­не­го рав­но­денс­твия на­ходит­ся в соз­вездии Рыб, а к 2600 го­ду она пе­ремес­тится в соз­вездие Во­долея. Пос­коль­ку зо­ди­акаль­ные зна­ки ос­та­ют­ся при­вязан­ны­ми к за­фик­си­рован­ной еще древ­ни­ми гре­ками да­те, то в нас­то­ящее вре­мя Сол­нце от­ста­ет от со­от­ветс­тву­юще­го зна­ка зо­ди­ака на од­но соз­вездие (приб­ли­зитель­но на один ме­сяц). По­это­му се­год­ня зна­ками зо­ди­ака в сво­ей прак­ти­чес­кой де­ятель­нос­ти поль­зу­ют­ся толь­ко ас­тро­логи – при сос­тавле­нии го­рос­ко­пов.

Как по­пали на звез­дное не­бо Во­рон и Ча­ша? 

Сог­ласно од­но­му древ­негре­чес­ко­му ми­фу, бог му­зыки и по­эзии Апол­лон од­нажды пос­лал во­рона за во­дой для вы­пол­не­ния ка­кого-то ре­лиги­оз­но­го ри­ту­ала. По пу­ти во­рон сде­лал ос­та­нов­ку, что­бы пок­ле­вать ягод, а за­тем, опоз­дав с воз­вра­щени­ем к Апол­ло­ну, бе­зус­пешно пы­тал­ся оп­равдать­ся. Бог на­казал пти­цу, от­пра­вив на не­бо с ча­шей для во­ды.

На фла­гах ка­ких го­сударств изоб­ра­жено соз­вездие Юж­ный Крест? 

Юж­ный Крест – соз­вездие Юж­но­го по­луша­рия не­ба. Че­тыре его на­ибо­лее яр­кие звез­ды об­ра­зу­ют ха­рак­терную фи­гуру ром­ба (или крес­та), лег­ко раз­ли­чимую на звез­дном не­бе. Изоб­ра­жение соз­вездия Юж­ный Крест ук­ра­ша­ет го­сударс­твен­ные фла­ги двух рас­по­ложен­ных в Юж­ном по­луша­рии стран – Авс­тра­лии и Но­вой Зе­лан­дии.

Чем был зна­менит пес, прев­ра­тив­ший­ся в соз­вездие Ма­лого Пса? 

С наз­ва­ни­ем соз­вездия Ма­лого Пса свя­зыва­ют сле­ду­ющий древ­негре­чес­кий миф. Бог Ди­онис, пок­ро­витель ви­ног­ра­дарс­тва и ви­ноде­лия, обу­чил афи­няни­на Ика­рия ис­кусс­тву де­лать ви­но, а тот угос­тил сво­им на­пит­ком пас­ту­хов. Ког­да у ни­ког­да ра­нее не про­бовав­ших ви­на, а по­тому быс­тро опь­янев­ших пас­ту­хов ста­ло дво­ить­ся в гла­зах, они ре­шили, что Ика­рий их окол­до­вал, и уби­ли его. Со­бака Ика­рия по клич­ке Май­ра по­бежа­ла за до­черью сво­его хо­зя­ина и, ух­ва­тив зу­бами за по­дол платья, при­вела ее к без­ды­хан­но­му те­лу от­ца. Ох­ва­чен­ная го­рем де­вуш­ка по­кон­чи­ла с со­бой, пос­ле че­го Май­ра бро­силась в ис­точник. Из сос­тра­дания бо­ги пе­ренес­ли Май­ру на не­бо в ви­де соз­вездия, но и от­ту­да она су­мела отом­стить убий­цам сво­его хо­зя­ина. Нес­терпи­мый свет Ма­лого Пса выз­вал чу­му на ос­тро­ве, где наш­ли при­ют убив­шие Ика­рия пас­ту­хи. Уз­нав о при­чине пос­тигше­го их бедс­твия, жи­тели ос­тро­ва уми­лос­ти­вили Май­ру, пре­дав убийц смер­ти.

Как по­пали на не­бо Во­лосы Ве­рони­ки? 

Соз­вездие Во­лосы Ве­рони­ки обя­зано сво­им наз­ва­ни­ем вос­хи­титель­ным во­лосам еги­пет­ской ца­рицы Ве­рони­ки, жив­шей в III ве­ке до на­шей эры. Сог­ласно ле­ген­де, Ве­рони­ка бес­по­ко­илась за сво­его му­жа Пто­лемея, во­евав­ше­го с си­рий­ца­ми, и да­ла обет бо­гам: ес­ли Пто­лемей бла­гопо­луч­но вер­нется из по­хода, она по­жер­тву­ет им свои во­лосы, сим­вол сво­ей кра­соты. 

Пто­лемей вер­нулся с вой­ны здо­ровый и нев­ре­димый, и Ве­рони­ка, ис­полняя обет, об­ре­зала свои во­лосы и от­да­ла в жер­тву бо­гам. В па­мять о суп­ру­жес­кой люб­ви, столь наг­лядно до­казан­ной ца­рицей, бо­ги прев­ра­тили во­лосы Ве­рони­ки в си­яющие звез­ды, пред­назна­чен­ные веч­но ук­ра­шать ве­сен­ние но­чи.

По­чему соз­вездие Ко­зеро­га иног­да изоб­ра­жа­ют в ви­де по­лу – зве­ря – по­лу – ры­бы? 

Наз­ва­ние соз­вездия Ко­зеро­га свя­зано с ми­фом о гре­чес­ком бо­ге Па­не, у ко­торо­го бы­ло че­лове­чес­кое те­ло и коз­ли­ные ро­га и ко­пыта. Сог­ласно ле­ген­де, на Олимп од­нажды на­пал Ти­фон – са­мое боль­шое и страш­ное из ког­да – ли­бо су­щес­тво­вав­ших чу­довищ. Бо­ги в стра­хе пос­пе­шили спря­тать­ся в мор­ских глу­бинах, для че­го прев­ра­тились в рыб. Но Па­ну это уда­лось толь­ко час­тично. По­это­му Ко­зеро­га иног­да пред­став­ля­ют в ви­де су­щес­тва с коз­ли­ной го­ловой и пок­ры­тым че­шу­ей рыбь­им хвос­том.

Чья ли­ра уве­кове­чена на не­бе в ви­де соз­вездия? 

Соз­вездие Ли­ры изоб­ра­жа­ет тот му­зыкаль­ный инс­тру­мент, на ко­тором яко­бы ког­да-то иг­рал Ор­фей, зас­тавляв­ший с ее по­мощью ше­велить­ся кам­ни и под­пе­вать ему. Пле­нитель­ны­ми зву­ками сво­ей ли­ры Ор­фей су­мел тро­нуть да­же гру­бое сер­дце А­ида, бо­га царс­тва те­ней, и тот поз­во­лил Эв­ри­дике, же­не Ор­фея, вер­нуть­ся в мир жи­вых. Эту чу­дес­ную ли­ру из­го­товил вес­тник олим­пий­ских бо­гов Гер­мес и от­дал ее Апол­ло­ну в ка­чес­тве ком­пенса­ции за ук­ра­ден­ных у пос­ледне­го ко­ров, а Апол­лон по­дарил ее Ор­фею.

Что объ­еди­ня­ет на звез­дном не­бе Ори­она и Скор­пи­она? 

Ве­ликан Ори­он, сын мор­ско­го ца­ря По­сей­до­на, сла­вил­ся как охот­ник. Од­нажды он прес­ле­довал пле­яд, до­черей ти­тана Ат­ланта. Что­бы спас­тись от прес­ле­дова­ния, сес­тры поп­ро­сили бо­гов прев­ра­тить их в звез­ды. Ори­он как-то пох­ва­лил­ся, что ос­во­бодит всю зем­лю от ди­ких зве­рей и чу­довищ. Опа­са­ясь, что бо­гиня – охот­ни­ца Ар­те­мида не ус­то­ит пе­ред кра­сотой Ори­она, Апол­лон (брат Ар­те­миды) от­пра­вил­ся к Гее (бо­гине зем­ли) и рас­ска­зал ей о сло­вах Ори­она. Тог­да Гея нат­ра­вила на ве­лика­на чу­довищ­но­го скор­пи­она, ко­торый его и убил. Дви­жимые сос­тра­дани­ем бо­ги прев­ра­тили охот­ни­ка и скор­пи­она в соз­вездия, по­мес­тив их ря­дом с соз­везди­ем Пле­яд.

Как по­пала на звез­дное не­бо Се­вер­ная Ко­рона? 

Про­ис­хожде­ние наз­ва­ния это­го соз­вездия свя­зыва­ют с ле­ген­дой о схват­ке афин­ско­го ца­реви­ча Те­сея и крит­ско­го бы­кого­лово­го чу­дови­ща Ми­нотав­ра. Бла­года­ря со­дей­ствию крит­ской ца­рев­ны Ари­ад­ны Те­сею уда­лось по­бедить Ми­нотав­ра и выб­рать­ся из Ла­бирин­та, где тот оби­тал. В знак приз­на­тель­нос­ти Те­сей по­дарил тай­но бе­жав­шей с ним Ари­ад­не прек­расную ко­рону. Но это не по­меша­ло ца­реви­чу вско­ре без­жа­лос­тно по­кинуть де­вуш­ку на ос­тро­ве Нак­сос, по­ка она спа­ла. Ког­да прос­нувша­яся Ари­ад­на гром­ко ры­дала и взы­вала к не­бу о по­мощи, к ней явил­ся бог Ди­онис. Же­лая уве­кове­чить па­мять стра­дали­цы, он снял с ее го­ловы ко­рону и заб­ро­сил на небо. Встав­ленные в ко­рону дра­гоцен­ные кам­ни прев­ра­тились в звез­ды, ко­торые с тех не­запа­мят­ных вре­мен и об­ра­зу­ют соз­вездие Се­вер­ной Ко­роны. Не­кото­рые, прав­да, ут­вер­жда­ют, что эту ко­рону из­го­товил из ог­ненно­го зо­лота и крас­ных ин­дий­ских кам­ней бог – куз­нец Ге­фест для прек­расной мор­ской бо­гини Фе­тиды, а Ари­ад­не по­дарил ее Ди­онис, по­хитив­ший крит­скую ца­рев­ну у Те­сея. Лишь пос­ле смер­ти Ари­ад­ны бе­зутеш­ный Ди­онис по­мес­тил эту ко­рону на не­бо в па­мять о сво­ей воз­люблен­ной.

Что об­ще­го у наз­ва­ний соз­вездий Пер­сея, Пе­гаса, Ан­дро­меды, Кас­си­опеи, Це­фея и Ки­та? 

Наз­ва­ния всех этих соз­вездий оли­цет­во­ря­ют пер­со­нажей ми­фа о Пер­сее, сы­не Зев­са и ар­гос­ской ца­рев­ны Да­наи. До­быв го­лову страш­ной гор­го­ны Ме­дузы, Пер­сей воз­вра­щал­ся на кры­латом ко­не Пе­гасе в Гре­цию. Про­летая ми­мо Эфи­опии, он уви­дел при­кован­ную к приб­режной ска­ле об­на­жен­ную кра­сави­цу, в ко­торую сра­зу же влю­бил­ся. Это бы­ла Ан­дро­меда, дочь мес­тно­го ца­ря Це­фея и Кас­си­опеи. По­лучив обе­щание Це­фея и Кас­си­опеи, что, ес­ли он спа­сет Ан­дро­меду, ее от­да­дут ему в же­ны, Пер­сей сно­ва взмыл в воз­дух и, стре­митель­но бро­сив­шись вниз, обез­гла­вил приб­ли­жа­юще­еся чу­дови­ще. Од­на­ко Це­фей и Кас­си­опея на­руши­ли дан­ное ими сло­во, объ­яс­нив Пер­сею, что их дочь уже обе­щана дру­гому. Кас­си­опея приз­ва­ла преж­не­го же­ниха Ан­дро­меды, и тот явил­ся во гла­ве во­ору­жен­но­го от­ря­да. В пос­ле­довав­шей бит­ве Пер­сей пе­ребил мно­гих про­тив­ни­ков, а ос­тавши­еся две сот­ни об­ра­тил в ка­мень, по­казав им го­лову гор­го­ны Ме­дузы. Впос­ледс­твии бо­ги по­мес­ти­ли Пер­сея и Ан­дро­меду, Це­фея и Кас­си­опею, Пе­гаса и да­же чу­дови­ще (в об­ра­зе ки­та) на не­бо в ви­де соз­вездий. При этом Кас­си­опею в на­каза­ние за ее пре­датель­ство свя­зали и по­ложи­ли в ры­ноч­ную кор­зи­ну. В оп­ре­делен­ное вре­мя го­да кор­зи­на пе­рево­рачи­ва­ет­ся, выс­тавляя Кас­си­опею на все­об­щее пос­ме­шище.

Ка­кому ко­раб­лю при­над­ле­жали кор­ма, киль, па­руса и ком­пас, став­шие од­но­имен­ны­ми соз­везди­ями? 

Соз­вездия Кор­ма, Киль, Па­руса и Ком­пас об­ра­зова­лись в XVIII сто­летии в ре­зуль­та­те «рас­чле­нения» аб­ба­том Ла­кай­лем соз­вездия Ко­раб­ля Ар­го. Опи­сан­ное еще Клав­ди­ем Пто­леме­ем в 150 го­ду на­шей эры, это соз­вездие оли­цет­во­ряло ми­фичес­кое суд­но, на ко­тором ар­го­нав­ты во гла­ве с Ясо­ном дос­тигли Кол­хи­ды, что­бы до­быть зо­лотое ру­но.

Как по­яви­лось на не­бе соз­вездие Де­вы? 

Сог­ласно древ­негре­чес­ко­му ми­фу, дочь Зев­са и Фе­миды, бо­гиня спра­вед­ли­вос­ти Ас­трея, уп­равля­ла ми­ром счас­тли­вых лю­дей зо­лото­го ве­ка. Впос­ледс­твии ис­порчен­ность люд­ских нра­вов зас­та­вила Ас­трею по­кинуть зем­лю и воз­нестись на не­бо, где она ста­ла соз­везди­ем Де­вы. Не­кото­рые, од­на­ко, ут­вер­жда­ют, что в соз­вездие Де­вы прев­ра­тилась дру­гая дочь Зев­са и Фе­миды – Ди­ке, бо­гиня прав­ды и спра­вед­ли­вого воз­мездия.

Как од­но из соз­вездий ве­сен­не­го не­ба по­лучи­ло наз­ва­ние Сек­стант? 

Впер­вые соз­вездие Сек­стант по­яви­лось в звез­дном ка­тало­ге, сос­тавлен­ном в 1687 го­ду гдань­ским ас­тро­номом Яном Ге­вели­ем, ко­торый та­ким об­ра­зом уве­кове­чил свой лю­бимый уг­ло­мер­ный инс­тру­мент, сго­рев­ший во вре­мя по­жара. Сво­ему но­вов­ве­дению Ге­велий дал сле­ду­ющее обос­но­вание: «Он по­мещен сю­да не по­тому, что рас­по­ложе­ние звезд на­поми­на­ет об этом инс­тру­мен­те, и не по­тому, что здесь он ока­зал­ся осо­бен­но умес­тным. Он слу­жил мне с 1658 по 1689 год для про­вер­ки по­ложе­ний звезд, а зло­ба люд­ская унич­то­жила его вмес­те с мо­ей об­серва­тори­ей и со всем, что я имел, пре­дав все это пла­мени страш­но­го по­жара. Вот я и по­мес­тил это про­из­ве­дение Вул­ка­на в честь и сла­ву Ура­нии. Ас­тро­логи най­дут, что этот па­мят­ник как раз тут на сво­ем мес­те, меж­ду Ль­вом и Гид­рой, жи­вот­ны­ми сви­репо­го нра­ва».

Ко­го оли­цет­во­ря­ет зо­ди­акаль­ное соз­вездие Во­долей? 

Из­вес­тное с ан­тичных вре­мен соз­вездие Во­долей, изоб­ра­жа­емое древ­ни­ми в ви­де че­лове­ка, ль­юще­го во­ду в чан ря­дом с Юж­ны­ми Ры­бами, оли­цет­во­ря­ет Га­ниме­да, сы­на тро­ян­ско­го ца­ря Тро­са и ним­фы Кал­ли­рои. Из – за сво­ей не­обы­чай­ной кра­соты Га­нимед, ког­да он пас от­цов­ские ста­да на скло­нах Иды, был по­хищен Зев­сом, прев­ра­тив­шимся в ор­ла (или пос­лавшим ор­ла), и уне­сен на Олимп. Там он ис­полнял обя­зан­ности ви­ночер­пия, раз­ли­вая на пи­рах бо­гам нек­тар. По дру­гой вер­сии, Га­ниме­да сна­чала по­хити­ла бо­гиня ут­ренней за­ри Э­ос, а гро­мовер­жец по­том от­нял его у нее. В уп­ла­ту за по­терян­но­го сы­на Гер­мес от име­ни Зев­са по­дарил Тро­су зо­лотую ви­ног­радную ло­зу ра­боты Ге­фес­та и двух прек­расных ко­ней. Гер­мес убе­дил Тро­са, что от­ны­не его сын ста­нет бес­смертным и нев­зго­ды ста­рос­ти не кос­нутся его. Суп­ру­га гро­мовер­жца Ге­ра пос­чи­тала по­яв­ле­ние прек­расно­го ви­ночер­пия ос­кор­бле­ни­ем для се­бя и сво­ей до­чери Ге­бы. Она до тех пор до­саж­да­ла Зев­су, по­ка тот не воз­нес Га­ниме­да на не­бо в ви­де зо­ди­акаль­но­го соз­вездия Во­долей.

За ка­кое ка­чес­тво по­лучи­ло свое наз­ва­ние соз­вездие Ры­си? 

Наз­ва­ние соз­вездия Ры­си ввел в 1660 го­ду зна­мени­тый поль­ский ас­тро­ном Ян Ге­велий. Его мо­тива­ция бы­ла весь­ма курь­ез­ной: «В этой час­ти не­ба встре­ча­ют­ся толь­ко мел­кие звез­ды, и нуж­но иметь рысьи гла­за, что­бы их раз­ли­чить и рас­познать». На сво­ем пред­ло­жении Ге­велий не нас­та­ивал: «Кто не до­волен мо­им вы­бором, тот мо­жет ри­совать здесь что – ни­будь дру­гое, бо­лее ему нра­вяще­еся. Но во вся­ком слу­чае тут на не­бе ока­зыва­ет­ся слиш­ком боль­шая пус­то­та, что­бы ос­тавлять ее ни­чем не за­пол­ненной».

Что за стре­ла взле­тела на не­бо в ви­де од­но­имен­но­го соз­вездия? 

Ука­зан­ное соз­вездие оли­цет­во­ря­ет стре­лу, с по­мощью ко­торой Ге­ракл ос­во­бодил ти­тана Про­метея. Древ­негре­чес­кий миф гла­сит, что Про­метей по­хитил у бо­гов огонь и от­дал его лю­дям. За эту кра­жу Зевс на­казал ти­тана, при­ковав це­пями к кав­каз­ской го­ре. Днем при­летал орел и кле­вал ему пе­чень, ко­торая за ночь вос­ста­нав­ли­валась. Стра­дания Про­метея мог­ли длить­ся веч­но. По­разив стре­лой ор­ла, Ге­ракл по­ложил ко­нец этой пыт­ке.

Па­мять о ка­ком ко­роле уве­кове­чена в наз­ва­нии соз­вездия Щи­та?

Щит – единс­твен­ное соз­вездие, наз­ва­ние ко­торо­го свя­зано с кон­крет­ным ис­то­ричес­ким де­яте­лем. В 1684 го­ду Ян Ге­велий ввел это соз­вездие в свой ка­талог и наз­ва­ние свя­зал с поль­ским ко­ролем Яном III Со­бес­ким, из­бран­ным на трон за гром­кие по­беды над тур­ка­ми. У ве­лико­го ас­тро­нома бы­ла еще од­на при­чина уве­кове­чить па­мять о ко­роле: тот по­мог уче­ному вос­ста­новить об­серва­торию, унич­то­жен­ную по­жаром. До это­го звез­ды Щи­та вхо­дили в соз­вездие Ор­ла, но в бла­годар­ность ко­ролю Ге­велий дал им но­вое наз­ва­ние.

Ко­го оли­цет­во­ря­ют соз­вездия Змеи и Зме­енос­ца? 

Соз­вездие Змеи за­меча­тель­но тем, что на звез­дных кар­тах оно за­нима­ет два от­дель­ных учас­тка, – мож­но да­же по­думать, что на не­бе близ­ко друг от дру­га рас­по­ложе­ны два соз­вездия Змеи. На са­мом де­ле это од­но соз­вездие, раз­де­лен­ное соз­везди­ем Зме­енос­ца. На древ­них звез­дных кар­тах изоб­ра­жен че­ловек, дер­жа­щий в ру­ках змею. Че­ловек этот, счи­тали гре­ки, оли­цет­во­ря­ет бо­га ме­дици­ны Ас­кле­пия (рим­ля­не на­зыва­ли его Эс­ку­лапом), а змея яв­ля­ет­ся об­ще­из­вес­тным сим­во­лом этой на­уки. Ука­зан­ные соз­вездия пер­вы­ми вве­ли не гре­ки, а шу­меры. У них не­сущий змею че­ловек оли­цет­во­рял Эн­ки­ду, слу­гу цен­траль­но­го пер­со­нажа шу­мер­ской ми­фоло­гии Гиль­га­меша.

В честь ка­кого дра­кона по­лучи­ло свое наз­ва­ние од­но­имен­ное соз­вездие? 

Тра­дици­он­но при­нято счи­тать, что соз­вездие Дра­кона оли­цет­во­ря­ет со­бой ми­фоло­гичес­кое чу­дови­ще, ох­ра­няв­шее в са­ду нимф гес­пе­рид зо­лотую яб­ло­ню, по­дарен­ную бо­гиней зем­ли Ге­ей суп­ру­ге гро­мовер­жца Ге­ре в ка­чес­тве сва­деб­но­го по­дар­ка. Не­кото­рые, прав­да, по­лага­ют, что не­бес­ный Дра­кон изоб­ра­жа­ет мор­ское чу­дови­ще, ед­ва не прог­ло­тив­шее Ан­дро­меду и уби­тое Пер­се­ем.

За­чем зай­ца по­мес­ти­ли на не­бо в ви­де од­но­имен­но­го соз­вездия? 

Сог­ласно древ­негре­чес­кой ле­ген­де, не­ког­да один че­ловек при­вез на ос­тров Ла­ро нес­коль­ко зай­цев, ко­торые ока­зались слиш­ком пло­дови­тыми. Вско­ре по все­му ос­тро­ву раз­ве­лось столь­ко зверь­ков, что они ста­ли уг­ро­жать уро­жаю. Ос­тро­витя­не ре­шили их из­вести, но это уда­лось лишь це­ной боль­ших уси­лий. Что­бы не за­быть о слу­чив­шемся и пре­дос­те­речь по­том­ков от пов­то­рения это­го не­удач­но­го опы­та, древ­ние ас­тро­номы по­мес­ти­ли об­раз зай­ца на не­бо. Как ни стран­но, не­бес­ный За­яц не по­мешал авс­тра­лий­цам спус­тя мно­го ве­ков «нас­ту­пить на те же граб­ли», что и жи­тели ос­тро­ва Ла­ро, – толь­ко не с зай­ца­ми, а с родс­твен­ны­ми им кро­лика­ми.

Ка­ких ве­ликих ко­ролей по­беди­ла на не­бе обыч­ная яще­рица? 

Соз­вездие Яще­рицы не свя­зано ни с ка­ким ан­тичным ми­фом. Оно по­яви­лось впер­вые в 1690 го­ду, ког­да поль­ский ас­тро­ном Ян Ге­велий вклю­чил его в свой звез­дный ат­лас. Груп­пу сла­бень­ких звез­до­чек он прев­ра­тил в Яще­рицу лишь по­тому, что, по мне­нию Ге­велия, в этом сек­то­ре ат­ла­са ос­та­лось мес­то толь­ко для ма­лень­ко­го жи­вот­но­го, а звез­дочки мож­но пос­читать мел­ки­ми блес­тка­ми на че­шуе изящ­но­го прес­мы­ка­юще­гося. Од­на­ко уже в 1697 го­ду Ав­густин Ру­айе, ар­хи­тек­тор фран­цуз­ско­го ко­роля Лю­дови­ка XIV, по­пытал­ся уве­кове­чить «ко­роля – сол­нце», наз­вав эту об­ласть не­ба «Ски­петр и дер­жа­ва спра­вед­ли­вос­ти». Его идея сох­ра­нилась толь­ко в до­кумен­тах то­го вре­мени. В 1787 го­ду ди­рек­тор Бер­лин­ской об­серва­тории И­оганн Бо­де при­думал для соз­вездия Яще­рицы наз­ва­ние «Сла­ва Фрид­ри­ха» в честь Фрид­ри­ха II Прус­ско­го. За­мысел Бо­де пос­тигла та же участь, что и за­мысел Ру­айе.

Что об­ще­го у наз­ва­ний соз­вездий Гер­ку­леса, Гид­ры, Ра­ка и Ль­ва? 

Наз­ва­ния всех этих соз­вездий оли­цет­во­ря­ют пер­со­нажей древ­негре­чес­ко­го ми­фа о Ге­рак­ле (рим­ля­не на­зыва­ли его Гер­ку­лесом). Убий­ство не­мей­ско­го ль­ва бы­ло пер­вым из под­ви­гов ве­лико­го ге­роя, со­вер­шенных им по по­веле­нию нич­тожно­го ца­ря Эв­рисфея. Шку­ра ль­ва на­деж­но за­щища­ла жи­вот­ное от же­леза, брон­зы и кам­ня. Убе­див­шись на собс­твен­ном опы­те, что чу­довищ­но­му зве­рю не мо­жет пов­ре­дить ни­какое ору­жие, Ге­ракл за­душил его ру­ками. На­дев на се­бя шку­ру не­мей­ско­го ль­ва, Ге­ракл от­пра­вил­ся вы­пол­нять вто­рое тре­бова­ние Эв­рисфея – убить лер­ней­скую гид­ру, у ко­торой бы­ло ог­ромное со­бачье ту­лови­ще и де­вять зме­иных го­лов, из них од­на – бес­смертная. Гид­ра бы­ла столь ядо­вита, что да­же ее ды­хание или за­пах сле­дов мог­ли унич­то­жить все жи­вое. Нап­расно Ге­ракл ру­бил ме­чом го­ловы гид­ры – на мес­те од­ной от­рублен­ной сра­зу же вы­рас­та­ли две, а то и три но­вые. На по­мощь гид­ре из бо­лота вы­полз ог­ромный рак и вце­пил­ся ге­рою в но­гу. Ге­ракл в ярос­ти рас­топтал его и приз­вал на по­мощь сво­его пле­мян­ни­ка И­олая. Тот стал при­жигать обез­глав­ленные шеи гид­ры го­рящи­ми го­лов­ня­ми, так что го­ловы уже не от­раста­ли вновь. От­ру­бив пос­леднюю, бес­смертную, го­лову, Ге­ракл за­копал ее, все еще ши­пящую, в зем­лю и при­валил свер­ху ог­ромной ска­лой.

Как свя­заны меж­ду со­бой семь са­мых яр­ких звезд, сос­тавля­ющих соз­вездие Боль­шая Мед­ве­дица? 

Семь са­мых яр­ких звезд соз­вездия Боль­шой Мед­ве­дицы сос­тавля­ют ком­по­зицию, очер­та­ни­ем на­поми­на­ющую ковш. Она нас­толь­ко от­четли­во вы­деля­ет­ся в ноч­ном не­бе Се­вер­но­го по­луша­рия, что с это­го не­бес­но­го ков­ша обыч­но и на­чина­ют изу­чение соз­вездий. Все чле­ны это­го се­миз­вездия име­ют собс­твен­ные наз­ва­ния, дан­ные им сред­не­веко­выми араб­ски­ми ас­тро­нома­ми: Дуб­хе (аль­фа Боль­шой Мед­ве­дицы), Ме­рак (бе­та Боль­шой Мед­ве­дицы), Фек­да (гам­ма Боль­шой Мед­ве­дицы), Мег­рец (дель­та Боль­шой Мед­ве­дицы), Али­от (эп­си­лон Боль­шой Мед­ве­дицы), Ми­цар (кси Боль­шой Мед­ве­дицы) и Бе­нет­наш, она же Ал­ка­ид (эта Боль­шой Мед­ве­дицы). В про­ек­ции на во­об­ра­жа­емый не­бос­вод край­ние звез­ды – Дуб­хе и Бе­нет­наш – стре­митель­но ле­тят в од­ном нап­равле­нии, а ос­таль­ные звез­ды – в про­тиво­полож­ном. Следс­тви­ем это­го фак­та яв­ля­ет­ся чрез­вы­чай­но мед­ленное для зем­но­го наб­лю­дате­ля, но неп­ре­рыв­ное из­ме­нение фор­мы ков­ша. Ме­рак, Фек­да, Мег­рец, Али­от и Ми­цар сход­ны по фи­зичес­ким свой­ствам и ле­тят не толь­ко в од­ну сто­рону, но и поч­ти с оди­нако­вой ско­ростью. Они не слу­чай­ные по­пут­чи­ки в прос­транс­тве, а звез­дный по­ток, то есть об­ра­зова­ние из звезд, име­ющих, по-ви­димо­му, об­щее про­ис­хожде­ние. Жел­тый ги­гант Дуб­хе и го­лубая звез­да Бе­нет­наш ни­как не свя­заны ни с ос­таль­ны­ми пятью звез­да­ми ков­ша, ни друг с дру­гом.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *